Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя чиж: chizh.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 85095 зарегистрирован в 2008 году

чиж

настоящее имя:
Чертовски Интересная Женщина
Портрет заполнен на 87%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Цвет и стиль фотографий

  03.09.2015 в 14:39   41  

Урок 4: Цвет и стиль фотографий
Текст урока
Баланс белого
Вы наверняка замечали, что цвета ваших фотографий не всегда повторяют те, что вы видели при съёмке. Дело в том, что автоматика фотоаппарата и человеческий глаз видят по-разному. Когда мы смотрим на белый предмет, то заведомо знаем, что он белый. Глаз человека имеет естественную способность к цветокоррекции за счёт адаптации к условиям освещения. То, что любимая футболка потеряла свою первоначальную белизну, мы заметим лишь в сравнении с другой, более новой. И обе эти футболки в разных условиях будут иметь разный оттенок цвета. В свете люминесцентных ламп белая вещь будет сфотографирована с голубым оттенком, при свете свечи она окажется оранжевой.
Объясняется это тем, что разные источники света излучают свет различных оттенков. Солнце днём светит белым, а на закате — жёлтым или красноватым светом. Лампы накаливания также имеют жёлто-красный оттенок. Лист белой бумаги кажется на одинаково белым практически при любом освещении, а фотоаппарат зафиксирует его по-разному в разных условиях. Поэтому для каждого снимка должна быть выполнена установка баланса белого. То есть для корректной цветопередачи камера должна знать, какой цвет на фотографии является действительно белым.

Баланс белого — это функция, позволяющая корректировать искажения цветов, вызванные разными источниками освещения. Во многих случаях автоматика прекрасно справляется с данной задачей, но иногда фотографу всё же приходится вмешиваться в работу умной электроники. Простой пример — съёмка в пасмурный день. Очень часто в таких условиях освещения камера не совсем точно определяет баланс белого, и снимки получаются излишне холодными, в них преобладают синеватые оттенки. А при съёмке в помещении фотографии получаются желтоватыми. Эту проблему нетрудно решить, подсказав автоматике, в каких условиях вы сейчас фотографируете. Самый простой способ это сделать — воспользоваться предустановкой баланса белого.
Стандартные настройки
Нажимаем кнопку, вызывающую меню установок баланса белого, и из списка стандартных настроек выбираем требуемую. Они представлены в виде пиктограмм, привязанных к конкретным условиям съёмки, поэтому использовать их просто: например, в облачную погоду вам нужно всего лишь выбрать из списка символов облако.
Готовые варианты баланса белого привязаны к цветовой температуре, характеристике, определяющей цветовую тональность освещаемого тем или иным источником пространства. Цветовая температура измеряется в градусах Кельвина (К). Выбирая предустановки, мы указываем камере цветовую температуру преобладающего источника света для того чтобы получить нейтральные, естественные цвета. И автоматика усиливает или приглушает их во время сохранения снимка.

Баланс белого по вспышке (6000 К) используется при импульсных источниках света: вспышке фотоаппарата и студийном свете. Происходит балансирование холодного света вспышек. Пользовательский режим позволяет выставить баланс белого по белому или серому объекту, сфотографированному при необходимом для дальнейшей съёмки освещении. Настройка по градусам Кельвина предназначена для опытных пользователей. Она позволяет задать числовое значение цветовой в градусах Кельвина.
Все эти предустановки являются приблизительными характеристиками освещения. Что означает, что вместо баланса белого «Дневной свет» может лучше подойти «Облачно». Если цвета готового снимка показались вам неестественными, вы можете быстро понизить или повысить цветовую температуру (сделать холоднее или теплее), выбрав соседний символ из списка.
Ручной баланс белого
Предустановки нужны для стандартных случаев и подходят не для всех возможных условий съёмки. Трудности возникают при смешении естественного и искусственного света или когда необходимо снимать в помещении, где лампы накаливания светят через цветные стекла, или свет отражается от цветных стен. А есть и более распространенная проблема — энергосберегающие лампы. Для их света просто нет предустановок, часто он отличается от света обычных люминисцентных ламп. В этом случае придётся не просто воспользоваться готовой настройкой, а установить баланс белого вручную.
Для этого понадобится серый или белый объект, это может быть простой лист белой бумаги. Производители фотосумок специально делают внутреннюю обшивку из нейтрально-серой ткани, пригодной для установки баланса белого. Эталонный объект нужно поставить точно на место фотографируемого и сделать снимок таким образом, чтобы он занимал всю центральную часть кадра, а лучше весь кадр. Сфокусироваться на плоской поверхности поможет полностью ручная фокусировка — автофокус не даст сделать кадр. Затем нужно зайти в основное меню камеры и выбрать пункт «Ручной ББ», а через него — снимок с белым листом, и сохранить результат. Камера предложит выбрать пользовательский режим из меню предустановок и уже следующий кадр будет сделан с нужной поправкой баланса.

Выбираем настройку ручного ББ

Фотографируем белый лист

Нажимаем OK

Выбор вручную настроенного ББ
При изменении условий освещения необходимо будет заново настроить баланс белого. Может показаться, что таким образом выставлять баланс трудно, но на деле вы не испытаете неудобств, особенно после некоторой практики.
Коррекция баланса белого
Для наиболее точного выставления баланса белого в меню камеры предусмотрен специальный пункт: сдвиг и брекетинг баланса белого.
Здесь можно очень точно настроить цветовой тон будущего снимка. Используя кнопки перемещения, сдвигаете метку в нужное направление — в сторону янтарного (А), синего (В), зелёного (G) или пурпурного (M) цветов.

Корекция и брекетинг баланса белого

Сдвиг баланса белого

Брекетинг баланса белого
Установки баланса белого особенно актуальны, если вы снимаете в формате JPEG. В этом случае бывает довольно сложно внести существенные коррективы уже после того, как кадр будет сделан. Помните, что имеет смысл подумать о балансе белого во время съёмки, тогда вам не придётся тратить лишнее время на работу в редакторе. Причём, необязательно использовать ручную настройку баланса белого, чаще всего подходят имеющиеся предустановки, и нужно всего лишь выбрать пиктограмму из списка, соответствующую условиям освещения.
Кроме того, можно задать диапазон брекетинга баланса белого. В этом случае камера будет сохранять три кадра вместо одного с немного различающимися настройками. Возможен брекетинг как по шкале между холодными и теплыми тонами, так и по шкале зелёный-пурпурный. В первом случае прокрутите диск быстрого выбора по часовой стрелке, во втором — против часовой стрелки, а если в вашей камере его нет — используйте главный диск управления на верхней панели камеры.
Мы рассмотрели разные возможности установки баланса белого. Однако он требует особого внимания при сочетании разных источников света. Если поставить человека у окна и зажечь в комнате лампы накаливания, то одна половина лица окажется освещена теплым светом, а другая — холодным. Получить одинаковую цветопередачу на участках с разным светом не удастся. И по какому свету выставлять баланс белого в данной ситуации — решать вам. Ориентируйтесь на главный объект в кадре, или ту его часть, которая является наиболее важной.
Баланс белого не обязательно выставлять точно, ориентируясь на белый участок. Вы можете изменять его в соответствии со своими творческими целями, передавая необходимое сюжету настроение, ведь цвета воспринимаются нами по-разному. После установки баланса белого в сторону высокой температуры снимок приобретёт тёплые тона — окрасится в жёлтый и оранжевый цвета. А если выбрать температуру пониже, тогда тон кадра уйдёт в сторону холодных оттенков — синего и фиолетового. Синий обычно характеризуется как прохладный, успокаивающий, мирный и тихий. Зелёный считается цветом свежести, ассоциируется с жизнью и здоровьем. Однако ни тот, ни другой не подходят, например, к тону кожи — в этом случае температуру лучше уводить в сторону жёлтого.
Стиль изображения
Кроме предустановок баланса белого камеры Canon предлагают использовать готовый набор параметров, определяющих то, как фотоаппарат обработает изображение. Эти предустановки призваны помочь приблизить снимок именно к тому результату, который хочется получить, не прибегая к обработке на компьютере. Опция «Стиль изображения» позволяет не только использовать готовые настройки, но и создавать свои индивидуальные варианты обработки, которые применит камера.
Меню стилей изображения вызывается через основное меню или специальной кнопкой на задней панели камеры.

Здесь предусмотрено несколько типовых предустановок:
Стандартное изображение — включено по умолчанию, немного увеличивает контурную резкость объектов и насыщенность.

Стандартное
Портрет — характеризуется немного повышенной резкостью, оптимизирует тон и цвет кожи, корректируя оттенки от пурпурного до жёлтого. Пейзаж — усиливает зелёный и синий цвета в изображении, повышает контурную резкость.

Портрет

Пейзаж
Натуральное — сниженные, по сравнению со «стандартным», контрастность, резкость и насыщенность. Точное — идентичен «нейтральному», но с настройкой ББ с температурой цвета 5200 К.

Натуральное

Точное
Монохромное — чёрно-белое изображение. Пользовательские настройки — позволяет создать свой собственный стиль изображения с требуемыми параметрами или изменить уже имеющиеся.
Каждый Стиль имеет четыре изменяемых параметра, которые вы можете менять с помощью вращения главного колеса управления. Изменённые значения будут отмечены в меню синим цветом.
Резкость — увеличение и уменьшение контурной резкости.
Контрастность — увеличение и уменьшение контрастности, то есть, разницы между светлыми и темными участками изображения.
Насыщенность — увеличение и уменьшение интенсивности цветов.

Повышенная резкость

Повышенный контраст

Повышенная насыщенность
Цветовой тон — делает тон кожи желтее (увеличение в сторону плюса) или краснее (увеличение в сторону минуса).
Изначальные точки отсчёта изменяемых параметров разнятся в зависимости от выбранного Стиля изображения: так, например, значение контрастности «0» для режима Стандартный будет выше, чем «0» в стилях Нейтральный и Точный.
Режим чёрно-белой съёмки
Наиболее ощутимые изменения снимка из рассмотренных Стилей изображения даёт предустановка «Монохромное», позволяющая исключить цвет и перейти к съёмке чёрно-белых снимков.
Лучше всего сразу же попробовать задать разные варианты настроек для выразительности вашего чёрно-белого кадра. Прежде всего,попробуйте усилить контраст. Чёрно-белое изображение состоит из чёрного, белого и оттенков серого. В отсутствии цвета сюжет, который содержит сочетание схожих по яркости цветов, получится неконтрастным, и объекты сольются между собой. Поэтому, чтобы красный и зелёный в рамках вашего кадра не стали одним серым пятном, необходимо поймать светотеневой контраст или усилить его программно. С практикой обязательно придёт понимание того, как цвет становится монохромом.

С минимальными значениями резкости и контраста

Средние значения резкости и контраста

С максимальными значениями резкости и контраста
Для этого стиля, помимо упомянутых выше резкости и контрастности, можно настроить Эффект фильтра и Тонирование.
«Эффект фильтра» имитирует использование специальных светофильтров при съёмке на чёрно-белую плёнку. Цвета снимаемых объектов, совпадающие с цветом фильтра, будут высветляться, а остальные — притемняться. Жёлтый затемняет голубое небо, повышает контраст облаков и снега. Оранжевый «съедает» веснушки и светлые родинки. Красный делает зелёное очень тёмным, в теневых участках делает облачное небо грозовым. Зелёный притемняет небо и высветляет листву.

Тонирование сепией

Тонирование синим

Тонирование пурпурным

Тонирование зелёным
«Тонирование» позволяет окрасить снимок в голубой, пурпурный и зелёный цвета, сепия придаст кадру шарм пожелтевшей старинной фотографии.

Красный фильтр

Зелёный фильтр
При создании монохромного изображения может пойти на пользу высокое ISO — появившийся шум эффектно стилизует картинку под ретро-снимок.
Важно помнить, что применение этих настроек не имеет обратного действия. Цифровая камера позволяет делать снимки сразу в ЧБ, но снимает она их в цвете, а потом конвертирует, теряя часть деталей при сведении данных. Поэтому, если обесцвечивать снимок уже после съёмки в редакторе, удастся извлечь детали всех участков кадра. Имеет смысл использовать режим чёрно-белой съёмки для того, чтобы оценить примерный результат. Кроме того, у вас на руках останется и цветной вариант изображения.
Попробуйте поснимать с разными предустановками стиля, вносите различные изменения, возможно, какие-то из них окажутся особенно полезными. Выберите оптимальную предустановку с личными коррективами, которую можно будет использовать по умолчанию всегда. Это позволит не задумываться над этим аспектом создания изображения.

Работы наших студентов с курса «Lightroom для свадебного фотографа»
RAW
Все снимки, которые вы делаете, могут быть записаны на карту памяти в двух форматах — JPEG и RAW.

В настройках качества снимка вы можете выбрать комбинацию RAW + JPEG, в этом случае создаётся два файла. В итоге вы получаете готовый снимок, который сразу же можно выложить в интернет, и тот, над котором ещё можно посидеть в редакторе. Однако в этом случае понадобится еще больше времени на запись файлов и больше объёма карты памяти.
JPEG — самый популярный формат для просмотра изображений. Любая камера фотографирует в этом формате, он читается с любых устройств, даже с мобильного телефона.
RAW — содержит необработанные данные и это больше, чем просто графический файл. Сохранённые в нем данные несколько избыточны для формирования изображения, поэтому при открытии этого файла в компьютере (конвертация) вам предстоит определить, какую часть информации преобразовать в фотографию, а какую — отбросить.
RAW, в отличие от JPEG, предназначен специально для дальнейшей обработки. Вы можете корректировать экспозицию, менять баланс белого, констрастность и т.д. — все значения, которые выставляете в камере перед съёмкой. И все эти изменения не будут существенно влиять на ухудшение качества снимка.

Работы наших студентов с курса «Lightroom для свадебного фотографа»
Однако, стоит выделить и другие особенности формата RAW:


файл «весит» намного больше, чем jpeg, поэтому необходимо позаботиться о достаточном для съёмки объёме карты памяти;
при серийной съёмке может потребоваться немного больше времени на запись снимков на карту памяти, в течении которого вы не сможете продолжить фотографировать.
Редактирование RAW
Для работы с RAW-файлами вам понадобится установить программу Digital Photo Professional (DPP), поставляющуюся на компакт-диске вместе с вашей камерой. Запускаем программу, открываем нужный файл. Теперь можно переходить к его редактированию. По умолчанию кадр представлен в таком виде, в каком вы видели его на экране вашей камеры.
Яркость
В самом верху панели инструментов вы можете найти ползунок, отвечающий за настройки яркости. В небольших пределах вы можете практически без потерь изменять яркость снимка, вытаскивая детали из пересвеченных или, наоборот, слишком тёмных участков, что просто невозможно при работе с JPEG-файлами.

ББ
Как мы уже говорили, баланс белого в случае съёмки в RAW можно выбрать в момент обработки на компьютере. А возможности для установки баланса белого предоставляются довольно широкие. Кроме стандартных предустановок вы можете выбрать ручную установку при помощи шкалы, проградуированной в градусах Кельвина. Чем ниже цветовая температура на шкале, тем холоднее будет оттенок фотографии. Чем выше — тем теплее.

Oчень простой способ установки баланса белого — кликнуть инструментом «пипетка» по той части кадра, на которой находится белый или нейтрально-серый объект. Но не во всех кадрах бывают такие объекты. Или можно точно подстроить баланс белого при помощи цветового круга, одновременно корректируя насыщенность цветного тонирования.

Стиль изображения
Когда с балансом белого вы определились, самое время настроить стиль изображения. При съёмке в JPEG необходимо выбрать стиль в настройках камеры до съёмки. Когда съёмка идет в формате RAW, стиль изображения можно выбрать и в момент редактирования фотографии.

Контраст и яркость бликов
Отдельно можно настроить контрастность изображения, а также яркость бликов (очень светлых участков) и глубоких теней. При помощи регулировки яркости бликов и теней можно спасти пересвеченные или слишком тёмные участки — это важно при съёмке контрастных сюжетов. Естественно, корректировка возможна в не очень больших пределах. Но при съёмке в формате JPEG у нас вообще нет такой возможности.
Тон и насыщенность цвета
Следующий ползунок отвечает за тон цвета. С его помощью можно сдвигать тональную гамму всего изображения в сторону пурпурных или зелёных оттенков. Насыщенность цветов также можно регулировать. Некоторым снимкам больше идут приглушённые, близкие к монохромной гамме, тона. В других случаях вам наоборот может захотеться сделать цвета более яркими, кричащими. Главное — чувствовать меру.

Резкость
К сожалению, если вы промазали с фокусировкой, то даже в формате RAW ничего поправить уже не удастся. Если же с фокусировкой всё в порядке, то можно несколько увеличить контурную резкость изображения. Тогда мелкие детали прорисуются более отчетливо, появится ощущение очень резкой картинки. Но здесь тоже важно чувство меры — чрезмерное увеличение резкости может привести к тому, что мелкие объекты в кадре создадут неприятную рябь.

Подавление шума
Если вы снимали на высокой чувствительности, сильно вытягивали тени при конвертации или поднимали резкость, возможно, на фотографии появились цифровые шумы — мелкие цветные или просто отличающиеся по яркости зёрна изображения. Для того, чтобы снизить их влияние на изображение, кликаем по вкладке NR/Lens/ALO и нажимаем кнопку «просмотр NR».

Не стоит сильно смещать оба ползунка, иначе снимок перестанет быть похожим на фотографию, превратившись в мультяшную картинку. Все изменения, которые вы вносите при конвертации, стоит вводить аккуратно, чтобы снимок не потерял свою естественность.
В открывшемся окне мы видим весь кадр и его увеличенный участок. При помощи двух ползунков можно регулировать шумоподавление. Верхний отвечает за подавление яркостного шума. Изображение немного замыливается, зато исчезает неприятная зернистость. Второй ползунок отвечает за борьбу с цветом шумовых зерен.
Удаление пятен от пыли
Рано или поздно внутрь вашей камеры попадёт пыль и это отразится на всех снимках в виде тёмных пятнышек. Вы можете записать данные о расположении этих нежелательных пятен при съёмке, а затем при конвертации из RAW откорректировать изображение так, чтобы они слились с окружающим цветом на изображении. Перед тем как сделать снимок, зайдите в меню камеры и на третьей вкладке выберите пункт «Данные для удаления пыли» и следуйте подсказкам на дисплее. В конце вам предстоит снять идеально белый лист бумаги с расстояния 20-30 см, установив вручную на объективе фокусировку на бесконечность. Информация о том, в каком месте находятся пылинки, будет записана в каждый файл фотографии.
Теперь при конвертации необходимо выбрать инструмент «Штамп» (Stamp), а в открывшемся окне копирования с помощью штампа нажать на кнопку «Применить данные для удаления пыли» (Apply Dust Delete Data).
Используя инструмент «Штамп» вы можете удалить следы пыли и вручную. Для этого дважды щёлкните по изображению, чтобы фотография отобразилась в масштабе 100%. При нажатии на кнопку «Исправить (Тёмный)» (Repair (Dark)) курсор изменит форму на круг, который необходимо поместить так, чтобы ненужное пятно оказалось внутри, и кликнуть по нему. Нажмите на ОК, чтобы зафиксировать результат и закрыть окно исправления штампом.
Конвертация RAW
Фотография почти готова, осталось её сконвертировать из RAW в JPEG. Это необходимо для того, чтобы вы могли просмотреть готовое изображение на любом компьютере, опубликовать в интернете или распечатать его.

В меню «Файл» выбираем пункт «Преобразовать и сохранить». Перед сохранением нужно выставить качество изображения. Здесь скупиться не стоит, и лучше отдать приоритет качеству, а не экономии места, установив ползунок на значение 10.
Мы рассмотрели самые основы работы с форматом RAW. Изучив конвертер более тщательно, попробовав действие всевозможных ползунков, вы можете бесконечно изменять вашу фотографию. Использовать формат RAW или нет — решать вам. Безусловно, он требует траты времени на обработку, но и позволяет эффективно исправить некоторые ошибки, допущенные при съёмке.