Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя чиж : chizh .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 85095 зарегистрирован в 2008 году

чиж

настоящее имя:
Чертовски Интересная Женщина
Портрет заполнен на 87 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок


    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 0
Блог   >  

Фото

  24.08.2015 в 08:50   207  
рок 2: Свет в фотографии и экспозиция
Текст урока
В современном мире фотография стоит на трёх китах: техническое создание снимка, творческий подход и обработка. Последних двух китов вы, если захотите, сможете изучить, пройдя другие курсы фотошколы. А в нашем же курсе мы подробно рассмотрим самого первого кита — техническое создание фотографий.

Слово «фотография» дословно переводится с греческого как «светопись». Действительно, если задуматься, без света не может быть фотографии. Ведь именно свет, отражённый от различных поверхностей или идущий напрямую от источника света, попадая через объектив на матрицу фотоаппарата, формирует изображение.
Чтобы изображение на фотографии не отличалось от того, что видит глаз, на матрицу должно попасть строго определенное количество света. И это количество света называют экспозицией. От неё зависит, будет ли ваш кадр нормальным, тёмным или засвеченным, а выражаясь терминами фотографии — хорошо экспонированным, недоэкспонированным или переэкспонированным.

Слева направо: пересвет, правильная экспозиция и недосвет
Многие начинающие фотографы считают вопрос об экспозиции слишком сложным, но стоит лишь разобраться с терминами и станет ясной самая суть создания фотографии. А это значит, что вы сможете понять причины появления смазанных, тёмных или слишком светлых кадров, а также сможете их избежать.
За экспозицию отвечают три величины: выдержка, диафрагма и чувствительность. Именно эти параметры определяют, насколько тёмной или светлой будет фотография. Вы уже знаете, что чувствительность (ISO) — это мера того, насколько чувствительна матрица к количеству получаемого света. А само количество света, попадающего на матрицу, зависит от двух других параметров: относительного отверстия объектива (диафрагмы) и времени, в течение которого затвор камеры открыт и свет через объектив попадает на матрицу (выдержки).
Давайте рассмотрим принцип создания экспозиции на простом примере, проведя аналогию со стаканом воды. Нет, стакан нам нужен ни наполовину пустой, ни на половину полный — необходимо полностью заполнить его водой. Стакан — это матрица фотоаппарата, а вода — количество света, которое на неё попадает. Открываем водопроводный кран — наполняем стакан водой, а свету позволяем попадать на матрицу. Если закрыть кран раньше, чем нужно, то стакан не будет наполнен водой полностью, а фотография окажется слишком тёмной. Если закрыть кран позже, чем нужно, то вода перельется через край – слишком много воды, а фотография окажется засвеченной — слишком много света. Поэтому необходимо найти золотую середину, чтобы наполнить стакан, т.е. получить хорошо проработанную фотографию.
Теперь давайте отдельно рассмотрим параметры, от которых зависит наполнение стакана водой, то есть, экспонирование снимка.
Время, за которое воображаемый стакан наполняется — это выдержка. Ширина отверстия, от которой зависит мощность струи из крана, наполняющей стакан — это диафрагма.
Если пока материал урока кажется вам не очень понятным, обязательно посмотрите это видео, подготовленное для курса «Основы фотографии» с объяснением понятия экспозиции:

Выдержка и Режим приоритета выдержки (Tv)
Если обозначение выдержки в видоискателе или на дисплее начинает мигать, значит в условиях данной освещенности установленная вами выдержка не может быть обеспечена: света или слишком мало, или слишком много. Тогда необходимо задействовать дополнительный источник света или убавить мощность имеющегося, или же поменять значение выдержки.
Как мы уже говорили, выдержкой называют промежуток времени, в течение которого затвор фотоаппарата открыт и пропускает свет на матрицу. Влияя на световой поток, который проходит через объектив, выдержка позволяет получать различные фотографические эффекты, о которых пойдет речь ниже.
Для того, чтобы сконцентрироваться исключительно на управлении этим параметром, удобно использовать режим приоритета выдержки. На кольце управления режимами он обозначен символом Tv. В этом режиме автоматика камеры сама подбирает значение диафрагмы и делает это на основе той выдержки, которую установите вы. А устанавливается она с помощью управляющего колеса камеры. Выдержка измеряется в долях секунды (например, 1/500 с) или в секундах (например, 5”).
Возможности, связанные с изменением выдержки.

С помощью длинной выдержки можно сделать снимок светлей. Чем длиннее выдержка, тем фотография светлее, короче выдержка — темнее изображение. Когда вы не пользуетесь вспышкой, длинные выдержки будут актуальны при съёмке в условиях недостаточной освещенности. Нужно отметить, что при съёмке на длинных выдержках вам может понадобиться штатив — для того, чтобы предотвратить появление эффекта «шевелёнки».

Работы наших студентов, сделанные с применением длинных выдержек, с курса «Пейзаж и фотографии природы»
При съёмке с рук выдержка должна быть короче 1/30 –1/60 , в противном случае вы можете получить нерезкую смазанную фотографию. При длинных выдержках держите фотоаппарат обеими руками, поза должна быть максимально устойчивой. Выдержки длиннее 1/60с требуют использования штатива или какой-либо опоры для камеры.
С помощью длинной выдержки можно смазать движение. Если поставить камеру на штатив, направить её на ночное шоссе и сделать кадр с длинной выдержкой, то свет фар машин сольётся в один сплошной поток. В зависимости от желаемой степени этого эффекта может потребоваться выдержка от 2–3 до 30 секунд.
Вы наверняка видели впечатляющие снимки водопадов, где вода сливается в один смазанный поток, при этом окружающие её камни остаются в привычной глазу резкости? Здесь работает та же схема создания изображения — камера надёжно зафиксирована, установлена длинная выдержка. Чем она длиннее, тем сильнее эффект смазанных в движении потоков воды. А если начать сокращать выдержку, то постепенно можно прийти к тому, что станут различимы отдельные капли.

Остановить мгновение помогает короткая выдержка, но чем она короче, тем больше света требуется для того, чтобы хорошо проработать фотографию. И если вы хотите снять разлетающиеся капли воды так, чтобы казалось, что они повисли в воздухе, это необходимо делать при достаточном освещении.
С помощью короткой выдержки можно «заморозить» движение. При съёмке детей, спортивных мероприятий, при съёмке любых подвижных объектов для получения резких кадров короткие выдержки просто необходимы. И чем быстрее движется снимаемый вами объект, тем короче должна быть выдержка для того, чтобы его зафиксировать. При съёмке людей вам, как правило, потребуются скорости затвора от 1/125 до 1/250, а для съёмки более динамичных объектов (птиц, автомобилей и т.д.) — выдержки от 1/500 и короче.
Мы разобрались в сути важнейшего для создания фотографии понятия – экспозиции. А также научились управлять одним из её параметров в режиме приоритета выдержки. Далее рассмотрим возможности управления диафрагмой.

Работы наших студентов, сделанные с применением коротких выдержек, с курса «Пейзаж и фотографии природы»
Диафрагма и приоритет диафрагмы
Несмотря на всю сложность современной фототехники, камера по существу представляет собой небольшую коробку с отверстием, пропускающим свет. Количество света, попадающего на матрицу, контролируется открытием или закрытием диафрагмы. Когда она закрывается, количество света сокращается, а значит, изображение становится темнее. Когда открывается — света на матрицу попадает больше, поэтому фотография получается светлее.
Давайте вернемся к нашему примеру со стаканом воды. Как вы помните, там были важны два параметра — мощность потока воды и время наполнения. Мощность потока воды напрямую зависит от того насколько сильно открыт кран — если его открыть совсем чуть-чуть, то струйка будет маленькой, а если открыть сильно — большой. То же происходит и с диафрагмой. При закрытой диафрагме количество света поступившего на матрицу будет небольшим, а чем шире будет открыта диафрагма, тем больше света попадет на матрицу.

Диафрагма измеряется в специальных диафрагменных значениях и обозначается буквой f: f/22, f/16, f/11,f/8 и т.д. Чем меньшее диафрагменное число установлено, тем сильнее открыта диафрагма. Например, диафрагму f/11 можно назвать закрытой. А значение f/3.5 будет означать более открытую диафрагму и позволит сделать кадр светлей.
Следовательно, открытая диафрагма помогает в случаях, когда освещения недостаточно: например, при съёмке в помещении или вечером на улице. Открытая диафрагма позволяет также установить более короткую выдержку. Это будет преимуществом, когда необходимо снять движущийся объект.
Разные объективы позволяют использовать разное минимальное диафрагменное число, оно нанесено на сам объектив. Например, для объектива Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 полностью открытая диафрагма будет f/3.5, но если вы используете зум объектива то, максимально открытой диафрагмой окажется f/5.6. А максимально закрытая диафрагма, как и у большинства объективов, будет f/22. Это является стандартом, поэтому это значение на нём и не обозначено.
Режим приоритета диафрагмы (Av)

В этом режиме вы устанавливаете значение диафрагмы, а выдержку автоматика камеры подбирает автоматически. Не забывайте поглядывать на значение выдержки, которое предлагает камера. Если она окажется слишком длинной, то фотография смажется. В этом случае придётся найти опору для камеры или увеличить значение ISO. Увеличение чувствительности окажется единственно верным решением, если вы снимаете объект в движении и хотите, чтобы он получился резким.
ГРИП
Диафрагма влияет не только на количество света, падающего на матрицу, но и на степень размытия фона. Вы наверняка видели фотографии, на которых какой-то объект в кадре выделен резкостью, а всё остальное находится не в фокусе, размыто. Так вот, открытая диафрагма (например, f/3,5) позволяет получить размытый задний план, оставив в резкости только объект, на котором вы сфокусировались. Все объекты в кадре окажутся в зоне резкости при минимальных отверстиях диафрагмы (например, f/8 и больше).

Работы с малой ГРИП нашего студента Максима Горюнова с курса «Портрет. Основы»
Эти снимки отличаются глубиной резко изображаемого пространства, для простоты обозначения этого явления используют аббревиатуру ГРИП.
Наиболее эффективный способ управления ГРИП — это регулировка диафрагмы. Но ГРИП зависит не только от неё, и чтобы получить большее размытие фона, необходимо соблюсти и другие условия. Размытие фона будет выражено сильнее, если:
объект находится от фона далеко;
камера находится к объекту близко;
используется большое фокусное расстояние объектива (о фокусных расстояниях мы обязательно поговорим в наших следующих уроках).
Вопрос использования той или иной степени открытия диафрагмы зависит от вашего видения снимка, от того, хотите ли вы акцентировать внимание на одном объекте или показать сразу несколько. Открытая диафрагма позволяет выделить главное, а значит, на открытых диафрагмах хорошо снимать портреты, натюрморты, цветы, когда вы хотите оставить какие-то детали не в фокусе, увести внимание от неприглядного фона.
На закрытой диафрагме f/22 или f/32 глубина резкости максимальна. Большая глубина резкости необходима при съёмке пейзажей, архитектуры и интерьеров, для того чтобы показать резкими объекты, расположенные на разных расстояниях друг от друга. Однако, стоит учитывать, что на крайних значениях диафрагмы большинство объективов дают не самую лучшую картинку, поэтому старайтесь их избегать.

Работы с большой ГРИП наших студентов с курса «Фотография в путешествии»
Теперь вы знаете, что управление диафрагмой позволяет контролировать яркость кадра и степень размытия фона. Съёмка с приоритетом диафрагмы подходит для множества сюжетов, поэтому для многих фотографов режим Av является основным в работе.
Экспопара
То, насколько хорошо будет проработан снимок, зависит от правильного подбора выдержки и диафрагмы, они работают вместе. Поэтому сочетание выдержки и диафрагмы называют экспопарой.
Итак, выдержка и диафрагма — параметры взаимосвязанные, и если менять один параметр, другой будет так же изменяться. При этом можно добиваться неизменного показателя количества света (экспозиции) при различных параметрах выдержки и диафрагмы. То есть, одной и той же экспозиции будут соответствовать различные комбинации экспопары.
Для того, чтобы наглядно объяснить, что такое экспопара, продолжим аналогию со стаканом воды. Стакан можно наполнить разными способами: тонкая струйка воды будет наполнять стакан достаточно медленно, а если усилить напор воды, то он наполнится почти мгновенно. Время заполнения и напор разные, но результат один.

Но как же подобрать эти значения и какая экспопара будет верной? Здесь можно довериться автоматической установке экспозиции, выбрав полностью автоматический режим съёмки. Однако, даже самая совершенная техника не может гарантировать получения выразительных снимков, особенно при сложном освещении, когда камера зачастую неудачно справляется с этой задачей.
На прошлом уроке вы уже познакомились с полуавтоматическим режимом P, который позволяет контролировать работу вспышки и изменение чувствительности. Кроме того, он позволяет изменять значения экспопары, не изменяя саму экспозицию. То есть, в этом режиме ваш фотоаппарат сам определяет то количество света, которое необходимо для создания фотографии, но вы можете изменять соотношения выдержки и диафрагмы.
Это делается с помощью вращения управляющего колеса под указательным пальцем. При этом меняется как выдержка, так и диафрагма: при увеличении выдержки диафрагма закрывается, при уменьшении — открывается.
Камера автоматически подбирает значение экспопары не только на основе измерения освещенности, но и установленной чувствительности. Поэтому, приступая к съёмке, прежде всего вам необходимо выбрать значение ISO, которое вы бы хотели использовать. Оно может подбираться и автоматически, но тогда появляется риск получить очень шумное изображение. А уже на основе выставленного ISO фотоаппарат подберёт комбинацию диафрагмы и выдержки.

Сохранения экспозиции в разных экспопарах при изменнении величины выдержки

Сохранения экспозиции в разных экспопарах при изменнении величины диафрагмы
Покрутите управляющее колесо, чтобы посмотреть, как меняются экспопары. Если вы при каждом повороте колеса будете делать тестовый снимок, то в любом случае столкнетесь с некоторыми затруднениями. Например, вы снимаете в условиях недостаточной освещенности. Диафрагма открыта максимально, но света катастрофически не хватает. Конечно, можно было бы увеличить выдержку, но нет возможности снимать с рук или объект съёмки движется, а значит, получится смазанным. Вот тогда решением для получения удачно проэкспонированного резкого снимка будет повышение значения ISO.
Вы можете всегда держать чувствительность на значении ISO100, чтобы гарантированно получать максимальное качество снимка, лишь при необходимости увеличивая ISO. Повышайте чувствительность тогда, когда на экране начинает мигать выдержка или диафрагма, что означает, что в данных условиях освещения один из этих параметров не может быть установлен и снимок получится плохо экспонированным.
Неизбежно мы приближаемся к вопросу: «А зачем всё это надо?». Дело в том, что изменение параметров выдержки и диафрагмы позволяет решать творческие задачи.
Если взять наиболее распространенные сюжеты, то можно вывести закономерности вносимых поправок при съёмке в режиме P:
Изменяйте экспопару в сторону увеличения выдержки, когда:

необходимо получить эффектно смазанный объект в движении, например, водопад;
при съёмке ночью;
при съёмке пейзажей.
Изменяйте экспопару в сторону открытой диафрагмы, когда:

необходимо размыть фон, например, при съёмке портрета;
нет возможности неподвижно зафиксировать камеру.
Когда изменения значений экспопары не хватает для получения удачно проработанного снимка, поднимайте ISO.

Работы наших студентов с курса «Композиция. Основы»
Выбор режима съёмки
Мы рассмотрели суть важнейшего для создания фотографии понятия — экспозиции, и познакомились с тремя творческими режимами съёмки, позволяющими корректировать значения её составляющих. И вы, конечно, помните, что необходимым условием получения желаемой экспозиции является оптимальное сочетание выдержки, диафрагмы и ISO. Каждый из изученных нами режимов (P, Tv, Av) позволяет по-разному подойти к установке экспозиции. Давайте суммируем информацию о них.
Режим «P», программный. Камера сама подбирает нужную экспопару, исходя из освещения. В этом режиме вы никогда не знаете, какую диафрагму установит автоматика и, соответственно, какой окажется глубина резкости. Выдержка так же неизвестна. Но вы всегда можете оперативно внести свои корректировки, двигая экспопару в сторону большей/меньшей выдержки, большей/меньшей диафрагмы с помощью управляющего колеса.
Этот режим полезен, когда освещение меняется непредсказуемо, когда у вас нет времени на подбор выдержки или диафрагмы, или же просто нет необходимости контролировать эти значения. Программный режим неудобен, если вы хотите сделать целую серию снимков с одним и тем же значением выдержки или диафрагмы. Потому что, после того, как вы сделаете один снимок, камера вновь автоматически установит свою экспопару, и вам снова придется её изменять.
Режим «Tv», приоритет выдержки. Фотоаппарат выставляет диафрагму в соответствии с установленной вами выдержкой.
Этот режим пригодится для передачи движения. Разные объекты в разных ситуациях двигаются и с разной скоростью, и чтобы они сохраняли чёткость для конкретного объекта, необходимо подбирать свою выдержку. При этом, её контролируют не только тогда, когда объект в движении нужно зафиксировать, но и при желании его эффектно смазать.
Режим «Av», приоритет диафрагмы. Вам нужно самостоятельно выбрать диафрагменное число, а выдержку настроит фотоаппарат.
Преимущество данного режима заключается в возможности управления глубиной резкости. При съёмке портрета вам, скорее всего, захочется открыть диафрагму, чтобы размыть фон, тем самым акцентировав внимание на снимаемом человеке, выделив его резкостью. А снимая пейзаж, наверняка захочется диафрагму прикрыть, чтобы передать мельчайшие детали пространства, уходящего в даль.
Для того, чтобы взять ещё больший контроль над будущим снимком, всегда есть возможность влиять на то, каким способом автоматика будет измерять экспозицию, и вносить в неё дополнительные поправки. Об этом и пойдёт речь в следующем уроке.